В Театре Сатиры "Черная уздечка белой кобылицы".

В общем, главная мысль спектакля Юрия Шерлинга ясна: не в богатстве счастье. Гораздо важнее сохранить чистоту своей души, уметь с достоинством выдержать жизненные испытания, в том числе и бедность. А она, согласно известной пословице, "еврею к лицу, как черная уздечка белой кобылице". Хотя почему только еврею?

Такие вот выводы провоцирует этот спектакль. Кто-то может счесть их донельзя банальными. Но, кажется, они абсолютно логичны, когда речь идет о таком по-хорошему простом и чрезвычайно сердечном понятии, как притча. И очень жалко, что авторам "Черной уздечки..." зачастую изменяет вкус и они насыщают ее совсем уж дешевыми приемами, призванными непременно вызвать реакцию публики. То, к примеру, зрительское ухо непроизвольно уловит грубое выражение. А иногда в звуковую партитуру спектакля ворвется мелодия "Хавы Нагилы", услышав которую только ленивый не вспомнит ресторан.

Все это снижает градус восприятия спектакля, отмеченного серьезными актерскими работами Ольги Сурковой, сыгравшей чадолюбивую и совестливую Хану, или Николая Пенькова, явившего публике невероятно драматичную фигуру отца Йоселе - раввина Ребе Нафтали Бен Эфраима. Стоит сказать и об эффектно ведущем свою партию Юрии Васильеве, порой все же чересчур увлекающемся пластической составляющей роли. Нередко в игре Васильева проскальзывает и элементарная пошлость, излишне утрированная, даже карикатурная подача характерного, типично местечкового акцента. Подобных набивших оскомину штампов, увы, не удается избежать и остальным исполнителям. Впрочем, хочется верить, что это явление временного порядка.

© 2012 "Хрустальная премия "Турандот".