Горе от ума в «Современнике»
Отныне господин Туминас на сцене «Современника» коснулся русского аспекта все той же, уже давно всем известной темы. Он поставил спектакль о путешественнике Чацком, который спешил добраться до Москвы, чтобы обрести родной дом. Однако сделать это не так просто: выяснилось, что в Москве о нем никто не знает, а как здесь жить и вовсе непонятно.
На сцене, которую оформил Адамс Яцовскисов, виднеется большая белая башня, а на ее верхушке разместились две вороны. В самом низу башни – дверца, откуда идет пар: печь, расположенная в доме Фамусова, чем-то напоминает колокольню Ивана Великого. Именно к ней норовят прижиться все герои, согреться, обнять ее и вдохнуть едкий дым отечества.
Действие строится вокруг печки: хмурая и одинокая Софья млеет от Молчалина, но отгоняет от себя Чацкого и привязывается к самодуру Фамусову. У входа также сложены поленья, через которые проходят гости, пришедшие на бал. Ну а других украшений у Фамусова в гостиной просто нет, да и не было никогда.
Довольно унылое жилье зажиточного варвара, который ходит по дому в тулупе и совершенно не представляет себе, как наполнить дом уютом, а изредка ищет вшей у Петруши, вполне символизируют его натуру. Полон сил, не слишком стар, любитель солдатского юмора, Фамусов принимает Петрушу не только за холопа, но и за дворовую собаку, каждый раз радуясь, как ребенок, когда тот бросается на каждого незваного гостя. Застав свою дочь с Молчалиным, он лапает ее, тщательно проверяя, все ли его «сокровища» на месте.